Попытался проанализировать новое приключение Индианы Джонса, разложив его на отдельные события. Осторожно: весь текст - сплошные спойлеры, я даже не буду их закрывать, потому что тогде придется закрыть все. Просто не читайте этот пост, если вы еще не смотрели фильм.
1. Ангар 52. Пролог получился одновременно и оригинальным, и традиционным, поэтому данному эпизоду однозначный зачет.
Что понравилось:
- Титры под Hound Dog Элвиса Пресли (я был абсолютно счастлив их видеть);
- Появление Индианы Джонса (тень в шляпе - вероятная отсылка к непальскому эпизоду ROTLA);
- Поиски объекта при помощи пороха (есть в этом что-то от "Судьбы Атлантиды");
- Вся последующая погоня с перестрелкой. Инди вовсю использует хлыст, ура!
- Полет на ракетных санях в Обреченный город.
На что стоит обратить внимание:
- В ходе неудавшегося сеанса гипноза Ирина делает жест рукой, похожий на тот, что делал Мола Рам в TOD, когда вырывал серде из груди жертвы;
- Камео Ковчега Завета, сопровождаемое соответствующей музыкальной темой;
- Процесс избавления от радиактивного фона напоминает сцену принятия аналогичного душа в первом фильме про Джеймса Бонда "Доктор Но";
- Мы узнаем, чем Джонс занимался последние 15 лет.
Что не понравилось:
- Спасение в холодильнике, хотя и возможно теоретически, но маловероятно из-за жесткой посадки, в ходе которой находящийся внутри человек, скорее всего, переломает себе все кости и свернет шею.
2. Маршал Колледж. Вполне ожидаемый эпизод "передышки" на сей раз не столь безмятежен, как это было в предыдущих фильмах. Инди весь в заботах и в печали - не перестает скорбить об ушедших близких и к тому же сталкивается с новыми проблемами. Именно здесь фильм заставляет почувствовать ставшее повседневным для Америки 50-х напряжение Холодной войны и осознать, что с последней нашей встречи с Инди действительно прошло 18 лет. Впрочем, картина эпохи по большей части выполнена в красивых шаблонно-ностальгических тонах.
Что понравилось:
- То, что показали профессора Джонса на лекции;
- Разговор в кафе (объяснение общих положений легенды о Черепе и Акаторе, ЛаБаф ведет себя как наглый стиляга, Форд как настоящий Генри Джонс Младший, оба чудо как хороши);
- Погоня по городку (позабавил трюк с перелезанием Инди через машину);
- Консультация в библиотеке (хоть и наигранно, но в меру);
- У себя дома Инди расшифровывает послание Оксли. Без подобных сцен объяснений и разгадок хороший фильм об Индиане Джонсе просто немыслим.
На что стоит обратить внимание:
- Портрет Маркуса Броди в коридоре;
- Фотографии Броди и Джонса-старшего у Инди на столе;
- Пёс Уильямс одет как Марлон Брандо в "Дикаре" (1953);
- В кличке героя ЛаБафа прослеживается некоторая аналогия с историей возникновения "рабочего псевдонима" Инди: оба именуют себя по-собачьи;
- Вероятно, в комнате Инди можно найти еще что-нибудь любопытное, напоминающее о его предыдущих приключениях;
- Памятник Маркусу Броди с годами его работы в колледже - 1939-1944. Когда Пёс начинает смеяться над попавшими впросак кгбшниками, Инди строго глядит на него, как глядел в предыдущем фильме Шон Коннери после окончания мотопогони.
3. Могила Франциско Ореллана. Первый раз начало приключений в Перу меня совсем не впечатлило, но при повторном просмотре эта часть фильма понравилась гораздо больше, ведь именно в ней мы видим Индиану Джонса как классического ученого-археолога, который методично ищет затерянную гробницу, применяя свой огромный опыт на практике. Здесь почти совсем нет экшна (исключение - мелкие кладбищенские хранители), зато есть классические для этих фильмов древние захоронения с секретом, вполне убедительные скорпионы, один шпион и много любопытных диалогов.
Что понравилось:
- Во время перелета Инди нахлобучивает шляпу и дремлет, как в TOD. И, конечно, карта с красной линией!
- История про Панчо Вилья - отсылка к "Хроникам молодого Индианы Джонса";
- Скорпионы и то, как Пёс их смахивал с ноги. Если бы чуть позже в фильме не появились муравьи, мне всё равно хватило бы и этих скорпионов;
- Обнаружение склепа с Орелланой и его командой.
На что стоит обратить внимание:
- Инди приказывает Псу ничего не трогать, явная отсылка к "Храму судьбы";
Что не понравилось:
- Совершенно неуместная стычка с непонятными воинами на кладбище. При том, что сама драка удалась (лучшие моменты: Инди бьет лопатой; Инди достает хлыст, хотя и не использует его; Инди первым дует в трубку с дротиком; Инди собирается использовать револьвер; фраза "На полставки"), происхождение Хранителей Кладбища совершенно не объяснено, да и не верится никак в то, что какие-то дикари-ниндзя могут запросто жить незамеченными на кладбище, которое, в принципе, находится в доступном для цивилизации месте. Как же с такими стражами выжил, к примеру, тот человек, который установил на входе в кладбище табличку "Грабители могил будут застрелены"? :huh:
4. Лагерь в джунглях. Новые враги Индианы показывают своё истинное лицо - раскрывают свои планы, применяют на деле "старые проверенные методы" и танцуют под "Калинку-малинку" на привале. Наконец, выясняется, что недооценивать советскую армию не стоит - импровизированный план бегства, предложенный Псом Уильямсом, не срабатывает. Этот эпизод я воспринял неоднозначно - с одной стороны, на всем его протяжении Спилберг с Лукасом неустанно подмигивают фанам, подбрасывая им то, что они ждали (возвращение Мэрион, Инди в плену и на допросе, эпизод со змеей и т.п.), с другой стороны, на первый вгляд ощущается переизбыток пришельцев и мистики.
Что понравилось:
- Кейт Бланшетт на допросе особенно понравилась;
- Появление Мэрион и радостное удивление Инди;
- "Почему он у тебя бросил учебу?";
- Змея-веревка и фраза "Здесь тебе не хозяйственный магазин".
На что стоит обратить внимание:
- Складывается впечатление, что неудачный побег #1 присутствует в фильме не только для комичной сцены в зыбучих песках, но и для того, чтобы подчеркнуть: вести должен Индиана, а не Младший.
5. Гонка в джунглях. Очень резвый экшн, поставленный с прицелом на установление рекорда киносериала по динамичности и зрелищности. По настроению ближе к погоне на вагонетках в TOD, нежели к мотопогоне в TLC. Абсолютно нереалистично, но зато весело и феерично.
Что понравилось:
- Инди перебирается в кабину грузовика и тут же лезет обратно - забрать кнут и прихватить оружие;
- Инди прыгает в машину с солдатами и начинает всех бить;
- Как ни странно, фехтование на движущихся машинках. А когда Пёс делает шпагат, это даже напомнило один фрагмент вагонеточной погони в шахте, где Шорти затаскивают в соседнюю вагонетку;
- Ирина-пулеметчица на капоте джипа;
- Музыка в этом эпизоде самая резвая во всем фильме.
На что стоит обратить внимание:
- Поединок Инди с Довченко похож на драку Инди с героями Пэта Роача из первых двух фильмов;
- Страшная смерть Довченко - не хуже смерти Тота или Беллока.
Что не понравилось:
- Мало Джунглерезки! Не критично, но всё-таки я ожидал, что этот диковинный агрегат будет задействован более интенсивно;
- Макаки в атаке и прыжки по лианам - это уже перебор. Хотя и он тоже некритичен.
6. Секреты джунглей. Три водопада, секретный вход в Долину Пирамид и заветный Акатор, скрывающий портал в субпространство - в заключительной части фильма воплотились самые грандиозные идеи Лукаса, которые, IMHO, смотрелись бы более уместно в комиксах или компьютерных играх. Оглядываясь назад, я вижу, что такая концовка не является чужеродной, искусственно приделанной к остальной части фильма - вовсе нет, к событиям подобного масштаба нас и подводили, медленно заминая достоверность и подпуская всё больше и больше фантастики в повествование.
Что понравилось:
- Честно говоря, ничего в голову не приходит. :(
Что не понравилось:
- Спуск на воду по отвесно растущему гигантскому дереву. Не верю!
- Падение с трех водопадов. Как ни обидно признавать, но Мел Гибсон все-таки снял это гораздо лучше Спилберга в "Апокалипто";
- Туземцы-мастера маскировки, чудесным образом дожившие до наших дней, только чтобы припугнуть главных героев и погибнуть под советскими пулями;
- Лицо инопланетянина. Почему такую великую тайну, как истинный лик бога древних майя, мы должны видеть крупным планом?
7. Финал. Скромно и мило, но не хватает завершенности.
Вывод из всего вышеприведенного анализа следующий: новый фильм во многом действительно оправдал мои ожидания, но на каждые три повода аплодировать Спилбергу, Лукасу, Форду и всем-всем-всем приходится один разочаровывающий фактор, и чем дальше, тем яснее это осознаёшь. Строгий подсчет плюсов и минусов (к коим добавляю легкое разочарование от саундтрека) показывает, что "Королевство хрустального черепа" на моей шкале ценностей, безусловно, занимает положение выше среднего. Я бы поставил фильму 6.5 баллов из 10 и даже округлил бы эту оценку до 7. Это настоящее кино для фанатов, о чем нельзя забывать и что необходимо ценить. Это удачное возвращение Харрисона Форда к любимому образу и Стивена Спилберга к любимому жанру. Это, в конце концов, действительно неплохой комедийный боевик-аттракцион, от которого я был бы в восторге, будь мне сейчас 10-12 лет - сколько было, когда я посмотрел впервые трилогию об Индиане Джонсе. А если честно, то именно таким я себя и чувствовал бОльшую часть фильма, когда не выискивал всевозможные недочеты. И те из этих всплывших недочетов, из-за которых я не выставил фильму максимальный балл, не помешают мне пересматривать четвертую часть еще много-много раз - ведь она того стоит.
Еще больше мыслей на тему высказано на форуме "Миры Стивена Спилберга":
http://spielbergworlds.com/forum/index.php?showtopic=1145